Золотая клетка: потрясающая история рисунка Burberry


К Burberry у англичан отношение двойственное. С одной стороны, конечно, исторический лейбл, великое имя. Габардиновый тренчкот, оставшийся от дедушки. Выбрасывать жалко (все-таки память!), носить глупо (куда в нем пойдешь дальше собственного огорода?). С другой стороны, самая экспортируемая из всех английских марок. Успех в странах третьего мира огромный. Торговый оборот год от года только растет. Во всех японских путеводителях главный магазин Burberry на Haymarket значится сразу после Биг-Бена, Вестминстерского аббатства и Букингемского дворца. Туристы знают: домой без подарка в виде платка, шарфа или сумки в знакомую бежево-коричневую клетку лучше не возвращаться. Отсюда и обширная сеть магазинов duty free в аэропорту Хитроу, прочно оккупированная Burberry. Для островного английского сознания в таком буме есть всегда что-то сомнительное. Не говоря о том, что любой успех у иностранцев здесь скорее аргумент «против», чем «за».

Burberry

Ситуация с Burberry cтала заметно меняться лишь пять лет назад после прихода нового президента компании, энергичной г-жи Роз Мари Браво. До этого назначения г-жа Браво возглавляла самый престижный универмаг Нью-Йорка Saks Fifth Avenue, занимая одно из ключевых мест в иерархии модной индустрии Америки. С Burberry начался ее новый, лондонский период. Она привнесла в работу компании американский динамизм, стремительность, вкус к новизне и риску, сделав ставку на молодых дизайнеров и новый лондонский шик. Символично, что лицом Burberry cтала Кейт Мосс — коронованная принцесса английской моды 90-х годов. Сочетание этих имен говорило о многом и прежде всего о том, что традиции и современность рука об руку дружно шагают в светлое завтра под развевающимся знаменем в коричневую клеточку. Об этом повествовали и рекламные фотографии Марио Тестино, сделанные в жанре черно-белого репортажа со светской вечеринки, где на фоне богатых лондонских интерьеров позировали группы разновозрастных персонажей, включая столетних бабушек и годовалых младенцев, облаченных, как и полагается, с головы до пят в Burberry. Установка на британскую эксцентричность, возведенную в статус международного лейбла, сразу себя оправдала. Из категории фирмы на экспорт Burberry быстро перекочевала на более престижную позицию — одной из главных законодательниц английской моды. И вот уже Мадонна в клетчатом пальто отправляется за покупками на Бонд-стрит вместе со своей дочерью Лурдес. И сиятельная пара Бэкхемов, облаченная в клетчатые шарфы и куртки, демонстрирует свой патриотизм и приверженность английским вкусам. И красавец Джуд Ло как надел, так и носит, не снимая, свою любимую кепку Burberry, делающую его неуловимо похожим на охотника за фазанами из фильмов про английскую загородную жизнь.

Именно так одевались в начале 1920-х годов, отправляясь на охоту: твидовый пиджак цвета ненастья, с вельветовыми заплатами на локтях, гетры, колючий свитер с высоким воротом и непременная кепка в черную клеточку. В случае непогоды этот костюм дополнял еще и габардиновый тренчкот — гениальное изобретение отца-основателя Томаса Барберри, спасшее немало жизней в холодные годы войн и разнообразных испытаний, включая экспедицию Амундсена к Южному полюсу и первые трансантлантические перелеты. Тренчкот как символ мужественности и стойкости, благородства и отваги. Очень мужская одежда. Надежная, простая, вечная. Стоит ли говорить, что на нее сразу же положили глаз женщины. Под предлогом военного времени тренчкот стал обязательной униформой всех боевых спутниц и подруг. Голливудский фильм «Касабланка» навсегда канонизировал его как главную одежду 40-х годов. Тренчкот был в гардеробе у Ингрид Бергман, и у Марлен Дитрих, и у Риты Хейуорт. Наши девушки тоже не отставали от мировой моды: широкие плечи, узкая талия, перетянутая ремнем, накладные карманы, туфли на танкетках. Тренчкоты Серовой и Целиковской, сшитые в мосфильмовских ателье, — это тоже в каком-то смысле наш ответ Burberry, хотя о самом существовании английской фирмы тогда мало кто у нас знал.

Burberry

Собственно, за основу новой женской коллекции и был взят этот вечный образ девушки в непромокаемом плаще, мерзнущей где-то на перроне или на лавочке в парке. Ей холодно, и ее хочется согреть. Ей одиноко, и ее хочется обнять. Кейт Мосс замечательно справилась с этой ролью беззащитной женственности, обретающей своего главного спутника в виде плаща от Burberry. Он не предаст, не изменит, не уйдет к другой, как ее бывший любовник Джонни Депп. Burberry будет с ней всегда. И в этой изначальной надежности была заложена какая-то очень позитивная, правильная программа, которая нашла мгновенный отклик у модниц всего мира.

Но чтобы добиться настоящего успеха, мало быть только надежным, надо стать сексуальным. На следующий сезон Кейт Мосс уже наденет под знакомый плащ бикини в классическую клеточку, заставив замолчать даже самых упертых критиков, считающих, что фирма Burberry должна оставаться в рамках однажды найденного стиля и жанра.

Команда Роз Мари Браво доказала, что это не так. Что компания должна развиваться, осваивая новые рубежи и территории, что неправильно, если марка ассоциируется только с дождем и непогодой. Что солнце светит повсюду, а значит, и клетка Burberry обязана заполучить свое место под ним на пляжах Орландо, Флориды или Ривьеры. По сути, каждый сезон Burberry теперь запускает две линии: Burberry Prorsum, экспериментальную, суперсовременную, имеющую довольно ограниченную дистрибьюцию, а также Burberry London, более традиционную, с использованием знакомых образов, предназначенную для широкой продажи. И это не считая постоянно обновляющейся коллекции аксессуаров, детской одежды, линий для новорожденных. С последними отчасти связан и выпуск новых духов Burberry Touch, ставших два года назад одним из главных бестселлеров. Их нежный, чистый аромат потрясающе совпал с рекламным образом, построенным на осторожном жесте мужчины, едва касающегося обнаженного живота беременной Стеллы Теннант. И снова классическая тема Burberry: тема обретенной защиты, покоя, укрытия.

Когда я рассказал об этих своих наблюдениях художественному директору Burberry Кристоферу Бейли, он весело расхохотался: «Да, в этом что-то есть! Но тогда Burberry просто повезло, что Стелла ждала ребенка и согласилась позировать для рекламы. Все-таки, согласитесь, это была целая революция — использовать для рекламных целей беременную женщину на восьмом месяце. И куда только профсоюзы смотрели?»

Кристофер молод, худ, подвижен. Его волосы морковного цвета стоят дыбом, как будто в стерильное пространство его офиса на Haymarket ворвался весенний ветер. Мы сидим за огромным стеклянным столом в пустой комнате. «Я люблю свободные пространства. Чтобы ничего лишнего. Так легче сосредоточиться на главном», — говорит Кристофер. «Наверное, особенно когда тебя окружают разные великие тени и тебе изо дня в день объясняют про традиции Burberry?» — пытаюсь шутить я.

КРИСТОФЕР БЕЙЛИ Нет, мое кредо построено на абсолютном уважении и даже преклонении перед брэндом. Считаю, что всегда надо уважать своих клиентов и историю Дома, насчитывающую более 140 лет. Но при этом надо учитывать вкусы и требования сегодняшнего дня. Искать какую-то новую формулу, сочетающую классику и современность. Собственно, этим я здесь и занимаюсь. Обожаю спонтанные, внезапные решения. Не люблю долгих и мучительных расчетов. Моду надо делать легко.

Кристофер БейлиКристофер Бейли

ELLE Наверное, в этом сказывается ваш опыт работы с Томом Фордом для Gucci, а еще раньше — для Donna Karan. Вы работали с американцами, ваш нынешний шеф, г-жа Браво, — тоже американка. Можно ли в связи с этим говорить об американском влиянии на Burberry?

К.Б. Вы знаете, для меня, как человека, отвечающего за стиль Burberry, очень важно, что я англичанин. Однако мой американский опыт тоже нельзя списывать со счетов. Мне близка американская ментальность, их ребячливая готовность к смеху, к веселой игре. Их страстность и всегдашний энтузиазм. Английской моде порой не хватает этого простодушного драйва, который, кстати, есть в американцах и который я хотел бы привнести в стиль Burberry.

ELLE А что является для вас главным стимулом в творчестве?

К.Б. Люди. Общение. Но не на больших, многолюдных приемах, куда ходят, чтобы просто засветиться, а в тесной компании, где можно говорить и быть уверенным, что тебя услышат. Обожаю читать исторические биографии. У меня на ночном столике всегда несколько таких книг. Читаю попеременно то одну, то другую.

ELLE И кто сейчас ваш герой?

К.Б. Марианн Фейтфул. Потрясающая женщина и певица. Я только недавно закончил читать ее биографию.

ELLE Вы всегда представляете того, кому предназначены ваши коллекции? Кто будет носить ваши вещи?

К.Б. Я никогда не думал о том, чтобы обзавестись своей музой. Мне вообще кажется, что институт муз при больших Домах моды себя уже изжил. Есть клиенты, которых ты знаешь и любишь, есть звезды, которые нужны для рекламы. Собственно, и все. Когда я думаю о Burberry, то представляю себе множество человеческих типов, индивидуальностей, возрастов. Наверное, вы обратили внимание, что в наших рек- ламных кампаниях снимаются не профессиональные модели, а зачастую люди с улицы. Но в этом-то и заключается уникальность нашей марки. Burberry идет всем!

ELLE Как известно, эмблемой Burberry является знаменитая бежевая клетка. Судя по вашим последним коллекциям, вы ее вначале перекрасили в густой красно-коричневый колер, а потом и вовсе почти упразднили. Можно спросить, зачем?

К.Б. Дело в том, что количество разнообразных подделок и вариаций на тему нашей клетки превзошло все допустимые пределы. В какой-то момент наступает то, что на языке людей шоу-бизнеса называется «лимит зрительских симпатий». Наступил он и для клетки Burberry. Теперь мы стараемся вводить ее очень экономно, приучая наших покупателей к тому, что лого Burberry — это роскошь, раритет. На некоторых вещах она выглядит чуть более тусклой, даже потертой. На ней как будто лежит печать времени и всех тех испытаний, через которые ей пришлось пройти за последние 80 лет. Но она навсегда остается символом Burberry и того, что принято считать английским стилем.

Николаевич Сергей

Сообщение опубликовано на официальном сайте “Новости мира моды / Likefashion” по материалам статьи “Золотая клетка: потрясающая история рисунка Burberry”


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *